Одной из черт функционально грамотной личности является владение устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми. Проблема диагностики и коррекции причины трудностей в обучении русскому языку младших школьников общеобразовательных учреждений особенно актуальна на современном этапе. Как отмечено в Федеральной целевой программе «Русский язык» «…для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии русского языка, возникли серьезные трудности в преподавании русского языка в школе…» Нередко у детей, прошедших коррекционный курс по устранению дисграфии на первый план выступают орфографические ошибки, которые оказываются довольно резистентными в педагогической коррекции. В других случаях первые два года проходят достаточно благополучно, а с третьего класса количество орфографических ошибок резко возрастает и сохраняется часто до самого окончания школы. Любой учитель начальной школы может вспомнить ученика, который прекрасно знает все правила, не расстается с зеленой ручкой и безошибочно выделяет орфограммы. Но при написании диктантов допускает такое количество ошибок, которое не соответствует его знаниям. До недавнего времени все случаи нарушения письма, проявляющиеся в большом количестве орфографических ошибок, даже если они носили стойкий характер, рассматривались как неспецифические и не становились предметом серьезного изучения. За последнее десятилетие появилось новое направление в исследовании этой проблемы. Основную проблему я вижу в том, что ученик не успевает услышать и различить, в каком месте ему нужно применить изученное правило. Поэтому необходимо создавать условия для продуктивного усвоения правил правописания учащимися посредством реализации новых технологических приемов коррекции. Эти условия включают : 1. Рассмотрение механизмов и освоение инновационных методик формирования фонематических процессов у детей. 2. Применение новых и эффективных приемов и методов воздействия на формирование у детей умений фонематического анализа и синтеза на практике. 3. Формирование направленности внимания учащихся на звуковую сторону речи. Уточнение первоначальных представлений детей о звукобуквенном, звуковом составе слова. Введение в словарный запас необходимых терминов. 4. Разработка пакета дидактических материалов для реализации коррекционной работы.
В связи с этим была подобрана система упражнений по основным правилам начальной школы. Упражнения были разработаны в последовательности: «слово – словосочетание – предложение – текст». Привожу пример таких упражнений: ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ Послушай и найди слова с гласными после шипящих 1. В словах: Жираф, удав, жил, ждал, жир, жар, ширь, швыряй, шило, шкаф, шест, час, газ, частый, чистый, чадо, роща, Гоша, вещать, вешать, пища, чуткий, чистый, чулок, чеснок, чудо, чувство, родство, щуриться, жмуриться, чулан, плечо, чужой. 2. В словосочетаниях: · Большие шишки, тугая пружина, высокий кувшин, поздний ужин, жирный лещ, индийская ширма, мокрые крыши , беговые лыжи. · Часть задания, щадящий режим, причалил к берегу, не щадил жизни, частный случай, скрипучая дверь, гремучая змея, спортивная площадка. · Чудный вечер, хитрая щука, кукла из чурки, щурится на солнце, ищут пищу, ходить в рощу, взобраться на кручу. 3. В предложениях: В зеленом лесу жила пушистая белочка. Ландыши – это подарок весны. Сильный ветер загудел в вышине. На вершине дуба воркует дикий голубь. Хорошие груши растут у тети Груши. Малыши летом строят шалаши. Надо наточить ножи. Налей гостю чашку чая. У часового мастера частная мастерская. Щавель срезают в определенное время. Часто ставят колья в частоколе. Каждый человек верит в чудо. Стрелок прищурил глаз. Качу, качу куда хочу. 4. В тексте: *** Малыши вы малыши, Хватит грызть карандаши! Крепче их в руках держите И рисуйте и пишите! *** Снежинки – смешинки Кружились, летели Меня запушили – Стою вроде ели! *** Вот шмель пушистый, жирный В шиповнике жужжит Поужинать душистым Нектаром он спешит! *** Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек. Прилетели все на чай, сколько чаек – отвечай! *** Кузнечики в чащах трещат Над реками чайки кричат Мыши в подвалах пищат, Телята на фермах мычат!
|