Научно-методическая деятельность


Одной из черт функционально грамотной личности является владение устной и письменной речью как средствами взаимодействия между людьми.

          Проблема диагностики и коррекции причины трудностей в обучении русскому языку младших школьников общеобразовательных учреждений особенно актуальна на современном этапе. Как отмечено в Федеральной целевой программе «Русский язык» «…для современной языковой ситуации характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии русского языка, возникли серьезные трудности в преподавании русского языка в школе…»

  Нередко у детей, прошедших коррекционный курс по устранению дисграфии на первый план выступают орфографические ошибки, которые оказываются довольно резистентными в педагогической коррекции. В других случаях первые два года проходят достаточно благополучно, а с третьего класса количество орфографических ошибок резко возрастает и сохраняется часто до самого окончания школы.

             Любой учитель начальной школы может вспомнить ученика, который прекрасно знает все правила, не расстается с зеленой ручкой и безошибочно выделяет орфограммы. Но при написании диктантов допускает такое количество ошибок, которое не соответствует его знаниям.

        До недавнего времени все случаи нарушения письма, проявляющиеся в большом количестве орфографических ошибок, даже если они носили стойкий характер, рассматривались как неспецифические и не становились предметом серьезного изучения. За последнее десятилетие появилось новое направление в исследовании этой проблемы.

            Основную проблему я вижу в том, что ученик не успевает услышать и различить, в каком месте ему нужно применить изученное правило.

Поэтому необходимо создавать условия для продуктивного усвоения правил правописания учащимися посредством реализации новых технологических приемов коррекции.

Эти условия включают :

1.     Рассмотрение механизмов и освоение инновационных методик формирования фонематических процессов у детей.

2.     Применение новых и эффективных приемов и методов воздействия на формирование у детей умений фонематического анализа и синтеза на практике.

3.     Формирование направленности внимания учащихся на звуковую сторону речи. Уточнение первоначальных представлений детей о звукобуквенном, звуковом составе слова. Введение в словарный запас необходимых терминов.

4.     Разработка пакета дидактических материалов для реализации коррекционной работы.

 

В связи с этим была подобрана система упражнений по основным правилам начальной школы. Упражнения были разработаны в  последовательности: «слово – словосочетание – предложение – текст». Привожу пример таких упражнений:

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Послушай и найди слова с гласными после шипящих

1.     В словах:

Жираф, удав, жил, ждал, жир, жар, ширь, швыряй, шило, шкаф, шест, час, газ, частый, чистый, чадо, роща, Гоша, вещать, вешать, пища, чуткий, чистый, чулок, чеснок, чудо, чувство, родство, щуриться, жмуриться, чулан, плечо, чужой.

2.     В словосочетаниях:

·        Большие шишки, тугая пружина, высокий кувшин, поздний ужин, жирный лещ, индийская ширма, мокрые крыши , беговые лыжи.

·        Часть задания, щадящий режим, причалил к берегу, не щадил жизни, частный случай, скрипучая дверь, гремучая змея, спортивная площадка.

·        Чудный вечер, хитрая щука, кукла из чурки, щурится на солнце, ищут пищу, ходить в рощу, взобраться на кручу.

3.     В предложениях:

В зеленом лесу жила пушистая белочка.

Ландыши – это подарок весны.

Сильный ветер загудел в вышине.

На вершине дуба воркует дикий голубь.

Хорошие груши растут у тети Груши.

Малыши летом строят шалаши.

Надо наточить ножи.

Налей гостю чашку чая.

У часового мастера частная мастерская.

Щавель срезают в определенное время.

Часто ставят колья в частоколе.

Каждый человек верит в чудо.

Стрелок прищурил глаз.

Качу, качу куда хочу.

4.     В тексте:

***

Малыши вы малыши,

Хватит грызть карандаши!

Крепче их в руках держите

И рисуйте и пишите!

***

Снежинки – смешинки

Кружились, летели

Меня запушили –

Стою вроде ели!

***

Вот шмель пушистый, жирный

В шиповнике жужжит

Поужинать душистым

Нектаром он спешит!

***

Подогрела чайка чайник, пригласила восемь чаек.

Прилетели все на чай, сколько чаек – отвечай!

***

Кузнечики в чащах трещат

Над реками чайки кричат

Мыши в подвалах пищат,

Телята на фермах мычат!

 

ĉ
Бакланова Галина Александровна,
16 февр. 2014 г., 9:56
ć
Бакланова Галина Александровна,
16 февр. 2014 г., 9:42
Comments